22 декабря 2022. Неизвестный Айвазовский.

 

Иван Константинович Айвазовский — русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат, живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Айвазян) родился 17  июля 1817 года в Крыму, в городе Феодосия,  в армянской семье купца Геворка (Константина) Айвазян. Иван Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные и музыкальные способности.  Мальчик, в частности, самостоятельно научился играть на скрипке. Первым, кто обратил внимание на художественные способности Ивана, был феодосийский архитектор Яков Христианович Кох. Он и давал юноше первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому и постоянно дарил ему карандаши, бумагу, краски.  Когда Айвазовский учился в уездном училище Феодосии, именно  Кох рекомендовал феодосийскому градоначальнику Александру Ивановичу Казначееву обратить внимание на юное дарование. А.И. Казначеев, в то время уже был поклонником таланта Айвазовского, и в свою очередь, помог будущему художнику поступить в симферопольскую гимназию.
В августе 1833 года Иван Айвазовский приехал в Петербург, где был принят за казённый счёт в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Первоначально он учился в пейзажном классе у Максима Никифоровича Воробьёва - знаменитого русского живописца, автора городского и морского пейзажа, панорамных картин и произведений военной тематики, заслуженного профессора Академии Художеств и педагога. В историю русского искусства М. Н. Воробьев вошел как автор петербургских пейзажей с знаменитыми историческими видами. Ему удалось передать лирическую атмосферу города, создать неповторимый его романтический образ: «Лунная ночь в Петербурге» (1839), «Набережная с видом Эрмитажа», «Петропавловская крепость» " 1830-х годов, и многие другие. Как педагог Воробьев М.Н. воспитал плеяду талантливых мастеров, среди которых вместе с И. К. Айвазовским, были А. П. Боголюбов и Л. Ф. Лагорио.

Уже в 1835 году за пейзажи "Вид на взморье в окрестностях Петербурга" и "Этюд воздуха над морем" Айвазовский получил серебряную медаль, а  на осенней выставке Академии художеств 1836 года,  Айвазовский представил пять своих  картин, которые получили благожелательные отзывы критики. Позже, Иван Константинович был определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауервейду для занятий морской военной живописью, и уже в сентябре 1837 года получил Большую золотую медаль за картину "Штиль».

 

И.К. Айвазовский «Штиль» 1837 год.

Прежде всего, Иван Айвазовский запомнился потомкам как выдающийся маринист.  Все знают его картину  "Девятый вал". Эта картина, написанная в 1850 году, получила у современников и критиков всего мира высочайшие оценки и является самым ярким произведением романтического направления в русской живописи, синтезом творчества Айвазовского за предшествующее десятилетие. Знаменитая картина сейчас находится у нас в городе, в Государственном Русском музее. Морские пейзажи давались Айвазовскому превосходно, несмотря на то, что художник никогда не писал их в открытом море. Но кроме марин в коллекции Ивана Константиновича находились картины с «сухопутными» сюжетами. Настоящей редкостью стали зимние пейзажи Айвазовского, которые завораживают с первой же секунды. На некоторых картинах художника можно увидеть Санкт-Петербург — морозный, заснеженный, с мачтами и шпилями, в разных ракурсах. Айвазовский не любил холод. Но его картины со снегом и без моря тоже прекрасны.

О том, каковы были отношения родившегося и выросшего в Крыму Айвазовского с петербургскими морозами, свидетельствует рапорт, который президенту Академии художеств Алексею Оленину отправил штаб-лекарь Академии Оверлах:

- Академист Айвазовский, ехавши водой и занимавшись на судне рисованием, заболел простудною лихорадкою и вступил в академический лазарет 28-го июля сего года. По употреблении соответствующих сей болезни средств, он скоро выздоровел от оной, но объявляя мне, что вследствие помянутой простуды снова страдает от старого недуга своего, он просил меня дозволить ему оставаться еще на некоторое время в лазарете, в чем я ему отказать не мог потому, что хождение по лестницам всегда оказывалось вредным для здоровья его. Академист Айвазовский быв переведен несколько лет пред сим в Санкт-Петербург из южного края России и именно из Крыма, с самого начала пребывания его здесь всегда чувствовал себя нездоровым и многократно уже пользуем был мною в академическом лазарете, страдая, как прежде сего, так и ныне, грудною болью, сухим кашлем, одышкою при восхождении по лестницам и сильным биением сердца...

В Петербурге Айвазовский встретился не только с суровым климатом. В сентябре 1836 года на выставку в Академию художеств заглянул Пушкин. Там ему представили одного из талантливейших учеников, чьи работы как раз были на выставке, - 19-летнего Айвазовского.

Забавно, что во время короткой, длившейся пару минут беседы Пушкин успел поинтересоваться у Айвазовского не мёрзнет ли он. "Зиму я охотно провожу в Петербурге, но чуть повеет весной, на меня нападает тоска по родине – меня тянет в Крым, к Черному морю", - говорил Айвазовский. Позже, через 60 лет после этой встречи двух гениев, Иван Константинович вспоминал: «Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил меня, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере. Тогда я хорошо его рассмотрел и даже помню, в чём была прелестная Наталья Николаевна».

"Я предпочитаю день жизни в Италии месяцам на севере", - говорил  уроженец Крыма И.К. Айвазовский. К счастью, личное отношение художника к холоду и северу не отразилось на творчестве: заснеженные зимние картины исполнены Айвазовским с такой же любовь и виртуозностью, что и солнечные итальянские или крымские виды.

В 1844 году Айвазовский стал живописцем Главного морского штаба России, а с 1847 — профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.

Айвазовский первый среди русских художников, задолго до организации "Товарищества передвижных выставок", стал устраивать выставки картин не только в Петербурге и Москве, но и в столицах европейских государств, а также во многих провинциальных городах России: Симферополе, Одессе, Николаеве, Риге, Киеве, Варшаве, Харькове, Херсоне, Тифлисе и др.
 Карьера Айвазовского была очень успешной. Художник был награждён многими орденами и получил чин действительного тайного советника — II класс табели о рангах, что соответствовало званию адмирала. В 1864 году ему было пожаловано потомственное дворянство.

Айвазовский интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, руководил раскопками более 90 курганов, часть найденных в них предметов хранится в Эрмитаже.

Айвазовский много путешествовал, часто, иногда по нескольку раз в году, уезжал в Петербург, но домом своим считал Феодосию. В письме Павлу Михайловичу Третьякову Айвазовский написал: «Мой адрес — всегда в Феодосии». Умер Иван Константинович Айвазовский 19 апреля 1900 года в своем родном городе Феодосии, где и похоронен. При жизни он был патриотом своей малой родины и стремился по мере сил делать жизнь феодосийцев лучше. На его средства были построены музей, школа, галерея, частично – водопровод и железнодорожное полотно.И даже после ухода из жизни маринист остался покровителем курорта – его наследие заметно повышает туристическую привлекательность города.

В наши дни интерес к работам Ивана Константиновича Айвазовского не утихает. В общей сложности за свою жизнь Айвазовский написал больше 6000 картин и устроил порядка 125 персональных выставок в России и за рубежом. В своем мастерстве мариниста художник достиг абсолютного совершенства. Картины живописца находятся в самых престижных и статусных музеях мира, а с аукционов уходят за баснословные денежные суммы. Айвазовский, который легко запечатлевал на холсте разбушевавшуюся морскую стихию, с таким же успехом живописал русскую зиму в Петербурге. К одному из самых знаменитых примеров можно отнести полотно с зимним пейзажем "Исаакиевский собор в морозный день», написанной художником в 1891 году.

 

И.К. Айвазовский Исаакиевский собор в морозный день. 1891 год

К сожалению, картина нигде не экспонируется, так как находится в частном собрании. Её продали в 2004 году на аукционе Christie’s за 1,125 млн фунтов стерлингов. Безусловно, дело не в деньгах. Стоимость работы обозначается с целью отражения полноты успеха работ Айвазовского на аукционах. Прославленный художник владел зимним пейзажем на таком же уровне, как и морским.

Немногие наши земляки знают, что осенью 2007 года в Кронштадте был торжественно открыт монумент выдающемуся художнику, мастеру морского пейзажа, Ивану Константиновичу Айвазовскому. Монумент находится неподалеку от крепости на Макаровской набережной. Установка памятника была приурочена к празднованию 190-летия со дня рождения мариниста. Примечательно, что кронштадтский памятник является первым монументом, посвященным Айвазовскому, на территории России.

Автором монумента является признанный мастер, лауреат множества премий, заслуженный скульптор В. Горевой. Он представил живописца внимательно смотрящим на море. Автором создается впечатление, что еще миг, и художник взмахнет кистью, чтобы на холсте изобразить морскую баталию,  бурю или прекрасный закат на побережье.

Картины всемирно известного русского мариниста, одного из наиболее успешных русских живописцев XIX века,  являются украшением музейных собраний в Санкт-Петербурге – Русского музея, Эрмитажа, Центрального военно-морского музея, Морского кадетского корпуса, музея-заповедника «Петергоф», музея-заповедника «Царское село» и других.  Например, в собрании Русского музея хранятся 54 картины великого мариниста, собрание из 22 картин и 19 эскизов составляет коллекцию Эрмитажа.

Мы – жители Санкт-Петербурга имеем уникальную возможность увидеть своими глазами эти великолепные работы.

(812) 295-40-01

Эл. почта: govoispb@mail.ru

Почтовый адрес:

197342, г. Санкт-Петербург, Красногвардейский пер., д. 8

 

Подписка

Подпишитесь, и будьте в курсе всех новостей и грядущих мероприятий.

Пожалуйста, включите javascript для отправки этой формы